Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности
Ваши результаты:Ребенок (Ре): 66%Взрослый (В): 11% Родитель (Р): 23% (Что означают результаты теста?) |
|
Пройти тест
читать дальше
Тест "Трансактный анализ общения"
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека,
которые обусловливают характер общения между людьми: родительское,
взрослое, детское.
Родительское (Родитель - Р) , которое подразделяется на
заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние
Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет
индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает"
полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от
загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я
обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях
дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение
возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает
логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно
обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от
Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных
ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и,
вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного
принятия решений.
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному
принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства.
Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум
другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество,
оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда
"острых", необходимых в определенной степени для нормальной
жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену,
когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения
проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению
другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я
(спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся
детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый,
колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.
С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры,
педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного
попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка -
роли молодого специалиста, артиста - любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие,
однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться
так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает
нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания
Инстанция Я |
Типичные способы поведения, высказывания | |
Родитель |
Заботливый родитель |
Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все |
Критический родитель |
Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опаздал на работу?" "У | |
Взрослый |
Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения | |
Ребенок |
Спонтанный ребенок |
Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это |
Приспосабливающийся ребенок |
Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое | |
Бунтующий ребенок |
Протестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы |
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие
этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения
связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех
ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по
Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: "оживлять"
подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного
Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного
общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения
трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично
представлены все три состояния Я.
Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении,
можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные
высказывания в баллах от 0 до 10).
¹ |
Высказывание |
Личная оценка высказывания |
1 |
Мне порой не хватает выдержки |
3 |
2 |
Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять |
8 |
3 |
Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь |
3 |
4 |
Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях |
2 |
5 |
Меня провести нелегко |
5 |
6 |
Мне бы понравилось быть воспитателем |
2 |
7 |
Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому |
3 |
8 |
Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события |
6 |
9 |
Каждый должен выполнять свой долг |
8 |
10 |
Нередко я поступаю не как надо, а как хочется |
4 |
11 |
Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия |
9 |
12 |
Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить |
8 |
13 |
Я, как и многие люди, бываю обидчив |
6 |
14 |
Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе |
6 |
15 |
Дети должны безусловно следовать указаниям родителей |
8 |
16 |
Я – увлекающийся человек |
4 |
17 |
Мой основной критерий оценки человека – объективность |
7 |
18 |
Мои взгляды непоколебимы |
6 |
19 |
Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать |
0 |
20 |
Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны |
9 |
21 |
Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств |
1 |
Обработка результатов
Я-состояние |
Суммируемые строки |
Сумма баллов | |
Д |
"Дитя" |
1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 |
22 |
В |
"Взрослый" |
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 |
50 |
Р |
"Родитель" |
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 |
48 |
Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса,
получаем формулу ВРД.
@темы: тесты